Французский рэп – это отдельный континент в океане хип-хопа. Стоящий особняком, избавленный от влияний и полностью самодостаточный. Даже люди, которым ни русский, ни американский рэп не симпатичны ни в каком виде, нередко с радостью принимают французские речитативы и фирменные мелодичные инструменталы. Кто-то считает, что секрет очарования французского рэпа в неповторимой фонетике этого языка. Есть мнение, что причиной всему близость к корням – в данном случае африканским. И непростая социальная обстановка (о прошлогодних беспорядках, устроенных обитателями французских гетто не слышал только глухой). Да и богатая французская культура наверняка наложила свой отпечаток
MC SOLAAR: ОТ НЕНАВИСТИ ДО СЕКСА В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
Сегодня MC Solaar мало кто вспоминает: для нынешних поклонников французского рэпа он остался где-то в прошлом. Но отдадим ему должное, уроженец желтой жаркой Африки Клод М'Барали помог франкоязычному хип-хопу стать популярным и на родине, и далеко за ее пределами. Да еще как помог!
MC Solaar традиционно отличался красивыми мелодическими линиями, мягким джазовым и эйсид-джазовым звучанием, лиричным содержанием текстов. В общем, был "попсовиком", по мерке слабо разбирающихся в музыке подростков. В 1990 году уже первый его сингл "Bouge de la" стал платиновым. Далее последовала серия отличных альбомов, о которых с теплотой вспомнят поклонники французского хип-хопа со стажем. MC Solaar немало выступал за пределами Франции, заезжал и в Россию. Guru приглашал его в чтимый знатоками проект Guru's Jazzmattaz, да и участие в альбоме Missy Elliott не может считаться рядовым фактом.
"Попсовая" музыка MC Solaar удачно вписалась в саундтрек такого жесткого фильма как "Ненависть" (об этой знаковой для французского хип-хопа картине речь еще впереди). И еще один занимательный факт – трек MC Solaar'a "La Belle Et Le Bad Boy" в 2004 году обрел неожиданную популярность в США. Всего лишь потому, что был включен в саундтрек сериала "Секс в большом городе"...

MC Solaar и сегодня продолжает работу, хотя, надо сказать, свою актуальность он утратил окончательно.

NTM: ГРУППА "ТАК ТВОЮ МАТЬ"
NTM – вот еще одни легенды, апостолы французского хардкора, которые "жестили" не только на сцене, но и в реальной жизни. Участники дуэта, Kool Shen и Joey Starr, выходцы из парижского предместья Сен-Дени, как и многие из их поколения пришли к рэпу через брейкданс и граффити. Их дебютный трек, возникший в 1990 году на компиляции "Rapatittude" дал понять, что во французском рэпе появилась серьезная сила. Жесткие тексты, неповторимые концертные выступления, вызывающее поведение, критика расового неравноправия в стране и готовность идти на конфликт с властями – таков был стиль участников NTM.

Уже в 1993 году их судили за содержание песни "J'appuie sur la Gâchette" ("Нажми на курок"). Это не единственное провокационное название. Один из самых успешных альбомов в их дискографии называется "Paris sous les bombes" (Бомбы над Парижем). Он содержал скандальную песню "Qu'est-ce qu'on attend", в которой NTM ставили вопрос ребром – нужно ли еще чего-то ждать или пора уже предать огню старушку-Францию.
Суд не решился наказать NTM за содержание их песен, но всего через пару лет те грязно обругали полицию во время своего выступления. Новый процесс, полгода условно и запрет на публичные выступления. Они на этом не остановились – Joey Starr еще не раз показывал себя мастером кулачного боя. И неважно, кто оказывался его оппонентом – бывшая подруга, бывший телохранитель или команда жандармов. Он одинаково решительно принимал бой (а полицейских подонок еще и оплевал!), смиренно получая приговор за приговором: два, четыре, шесть месяцев...

 

Удивительно, как у них оставалось время еще что-то там записывать! Не поленитесь ознакомиться с их наследием, оно того стоит. Расстались они по-тихому, не прощаясь. Каждый из них обзавелся собственной группировкой артистов: у Joey Starr это B.O.S.S., у Kool Shen – весьма интересный IV My People. В 2004-ом Joey Starr еще умудрился приехать в Россию, в свежеоткрывшийся B-Club. И только недавно Kool Shen признал, что NTM по сути кончился еще в 1998-ом. Повзрослев и растеряв бунтарский пыл, участники группы стали делать куда менее агрессивную музыку. И в текстах появились призывы отказаться от насилия – а ведь прежде типичным состоянием этого дуэта был violence in our minds. Не зря же название NTM - Nique ta mere, означает "***** твою мать".

IAM: ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?
IAM одна из легендарных групп, создававших французскому рэпу его имя. Великолепная шестерка в составе Akhenaton, Freeman, Shurik'n, Kephren, Imhotep и Kheops соединилась в 1989 году. Название IAM за время существования группы имело несколько трактовок. Это и заковыристое Imperial Asiatic Men, и обыденное I am, и даже Invasion Arrivee de Mars (вторжение с Марса). Впочем, под Марсом надо понимать не красную планету, а их родной город Марсель, который IAM сделали одним из центров французского хип-хопа.

Свой состав они собирали с 1985 года. Филипп Фражион, будущий Akhenaton, а тогда – просто Chill, съездил Нью-Йорк, где и влюбился в хип-хоп – с первого взгляда и на всю жизнь. В течение ближайших лет менялись названия и прибывали новые участники. Название IAM возникло в 1990-м, когда их стало шестеро и они оказались готовы преподнести публике свой первый релиз IAM Concept. Тогда мало кто мог предсказать, что эти люди в течение ближайшего десятилетия будут определять лицо французского хип-хопа...

Всего год спустя они издали альбом "...de la planete Mars", один из первых рэп-альбомов во Франции, заслуживших массовое признание. Однако, настоящим успехом оказался "L'Ecole Du Micro D'Argent", изданный в 1997 году. К его записи привлекли американских студийных специалистов, и это не могло не отразится на отменном качестве. Всего за два дня он стал "золотым" (не 50 Cent, конечно, ну так и времена другие были, и страна не та). Суммарный тираж превысил 1 000 000 (во Франции за это дают "бриллиантовый диск"), а альбом и поныне считают одним из самых значимых в истории французского хип-хопа

После умопомрачительного успеха участникам группы стало все сложнее искать мотивацию для совместной деятельности. Тогда-то они и ударились в сольные проекты (особо отметим достойных отдельной главы в этой статье Freeman и Akhenaton), изготовили саундтрек для популярной комедии "Такси", выстроили персональные карьеры, те же Akhenaton и Freeman снялись в фильме "Как магнит" (в русском переводе называется "Однажды во Франции") и в 2003 года снова собрались вместе – записать самый американизированный в своей истории альбом "Revoir Un Printemps" и дать понять слушателям, что время безраздельного господства Марселя на французской сцене безвозвратно прошло. Хотя IAM остались в истории, и вычеркнуть их оттуда не под силу никому, а их альбомы, да и сольные работы некоторыз участников являются обязательными к прослушиванию для всех, кто хочет познать французский рэп во всем его многообразии.

SAIAN SUPA CREW: НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ
Дебютный альбом Saian носил название KLR – таким было прозвище их погибшего друга. Хит "Angela" стал для Leeroy Kesiah, Specta, Finiksi, Vicelow, Sly The Mic Buddah и Sir Samuel пропуском на большую сцену. А там уж их было не остановить.

Saian Supa Crew можно охарактеризовать, как французский вариант Black Eyed Peas: безостановочная веселуха, позитивный хип-хоп с внимательным отношением к шоу, с хваткими мелодиями, коллективным битбоксом, реггей-припевами и рагга-речитативами. Сходство не фотографическое, но достаточное, чтобы сравнение не выглядело натяжкой. Талант Saian оценили далеко за пределами Франции: они активно гастролируют, сделали записи с мировыми звездами разного уровня яркости (от RZA и Ghostface до Black Eyed Peas), как это заведено во Франции раскрутили побочные проекты – OFX, Explicit Samourai...

Их последний альбом "Hold Up" некоторые поклонники разругали, однако это никак не сказалось на реноме группы. Они по прежнему популярны и востребованы, их ярко выраженный позитив находит своих сторонников.